Герб города Калязин.
КАЛЯЗИН - информационно-туристический ресурс о городе!
Код города Калязин.
ЭВАКУАТОР 24 ЧАСА. 8-920-180-78-88

- ВОДОПРОВОД в частный дом. Доступно! Гарантия! Звоните: 8 (952) 089-32-67
ИП "Уютное тепло" (г.Калязин) предлагает жителям Тверской и Московской областей:
Доставку и установку пластиковых окон. Кровельные и строительные материалы. Изделия из гранита и мрамора. Услуги по оформлению документов на причалы. Продажа и установка металлических дверей. Подробнее читайте на этой странице >>>

Приглашаем отдохнуть в кемпинге «Гусиный остров» на берегу Волги в Калязине. Подробнее читайте здесь >>>

Как начинался Калязин?

Немало мнений было высказанно по данной теме. Ясности полной по этому вопросу нет, и тогда начинаешь думать, искать, сопоставлять, возвращаться к уже сказанному…
То, что город получил свое название от монастыря, сомнений не вызывает, так как имеются на этот счет исторические свидетельства. Вот как было сформулированно утверждение герба городу 10.10.1780г.:
«В верхней части щита-герб Тверской. В нижней-старинные деревянные монастырские ворота в зеленом поле, означающие собою древность монастыря того, по которому имя свое город сей получил».
А каким образом получил название «Калязинский» сам монастырь? Приведем выдержку из издания «Троицкий Калязин первоклассный мужской монастырь» иеромонаха Павла (Крылова) Калязин 1897г. Типография Н.У.  Семиустова. «С постройкой храма начали вооружаться против преподобного Макария открытые враги. Так, соседний владелец Иван Коляга, смотревший с неудовольствием на возникавшее по соседству с ним братство, с постройкой храма неудовольствие это усилил до того, что решился покуситься на самую жизнь преподобного. Но Господь не допустил это и наказал Колягу явным образом: сначала вымерло у него все семейство, а потом и сам он впал в тяжелую болезнь. Считая это наказанием Божиим за свой злой умысел против преподобного Макария, Коляга велел нести себя к преподобному и со слезами просил у него прощения, исповедуя свой грех. Незлобивый и кроткий Макарий простил его и предложил для исправления и раскаяния отречься от мира, на что тот изъявил полное согласие. Он посвятил себя всецело на служение Богу, а земли свои отказал обители и скоро принял монашество, (стр. 10) с этого времени вероятно и монастырь получил название Калязина» (стр.4)
А каково же происхождение самого топонима «Калязин»?
В последней своей работе (книга «Как начинался Калязин») А.Д.  Комлев повторяет свою высказанную ранее догадку о происхождении названия нашего города «Калязин» от финского слова «кальяаси» — небольшого парусного судна. Это довольно оригинальное сближение двух слов, все же не может служить доказательством. Автор упускает из виду, что написание и звучание названия нашего города на московский говор через «а» внедрилось сравнительно недавно, а был «Колязин». Уже по этой причине «Кальяаси» не могло превратиться в «Колязин». К тому же
— почему нет такого рода названий или близких к нему на других местах Волги и иных рек, где обретались угро-финские племена Меря и Весь, и где тоже должны были строиться парусные и гребные суда? Традиции трудовой деятельности очень живучи, но нигде не встречалось упоминаний о том, что в этих местах строились речные суда. Так что «Кальяаси» можно рассматривать лишь как одну из версий происхождения топонима «Калязин».
Были и другие версии происхождения этого топонима. Так, И.С.  Белюстин иронизирует над попыткой произвести слово «Колязин» от «Коло — язи», т.е.  места, где много язей. Не соглашается И.С.  Белюстин и с происхождением «Колязина» от Коляги. Были и другие мнения о происхождении «Колязина». У славянских язычников Колядой был бог торжеств и мира. Его славили 24 декабря, когда солнце делало поворот к лету («коло» — слово, выводимое из круга солнца— Карамзин. Т 1-3, М.,1998, стр.95,497). Это праздник, отмечаемый и в наше время.
И.О.  Никольский считал, что топоним «Колязин» происходит от слова «кола» — то есть по-фински «рыба». Интересно отметить, что «кола» в значении «рыба» имеется и в итальянском языке. Не напрасно Николай Мирликийский является покровителем рыбаков и всех путешествующих по воде.
Но наиболее популярным объяснением является все же история о Иване Коляге, пожертвовавшем свои земли монастырю, отчего он и стал называться Колязинским. Эта версия опровергалась и И.С.  Белюстиным, и Н.А.  Суворовым, и А.Д.  Комлевым. Ведь имеется много свидетельств о том, что наша местность еще до прихода сюда о.Макария уже носила название «Колязина». Приведем некоторые из них:
 — Калязин — у.г.  Тверской губернии на Волге, при впадении в нее р.Жабни на месте нынешнего г К. Еще до татарского погрома существовал монастырь Николы на Жабне, близ которого возникла слобода Калязина, особенно разросшаяся со временем основания преподобным Макарием на противоположном берегу Волги, нового Калязинского Троицкого монастыря (Брокгауза и Ефрона энциклопедический словарь, том 14. С-Петербург, 895г., стр. 120)
 — озеро Колязино, близ самой Западной стены монастыря, имеющее 290 сажен в длину и от 30 до 35, а местами до 40 сажен в ширину, (описание троицкого Колязина монастыря. 1853г.)
 — и, наконец, в одном из «Житий» преп. Макария (всего их было 7 списков) уже определенно говорится: «... удалился в пустыню, нарицаемую Колязино, именованием таковым прежде убо пришествия Макария, идеже вселися преподобный, близ бе места оного живяще некий земледелец, зовомый Коляга, и сим званием прозвася пустыня и монастырь Колязин наречеся.»
Обратимся к временам освоения наших мест славянами. Вот заключение В.С.  Борзаковского «Невозможно определить, когда именно началась колонизация славянами Приволжского края, как вообще расселение славян между Финскими племенами, однако без сомнения ранее IX века. Но можно определить, какие славяне заселили Приволжский край. ...Колонизационное движение с юга через землю Вятичей должно было быть весьма незначительно. ...Колонисты из земли кривичей могли занимать верховья Волги и двигаться по ее течению; с противоположной стороны — но только гораздо позже — из земли Суздальской вверх по Волге также могли идти колонисты. ... Но самая сильная колонизация в Приволжский край шла с северо-запада из земли славян ильменских или новгородцев. ...Из славянских племен в земли Веси, Мери проникали именно новгородцы, нет сомнения, что древнейшие города в краях Мери и Веси были новгородского происхождения. Так, ими были построены Углече-поле, Молога, Кострома, Суздаль.» (В.С.  Борзаковский. «История Тверского княжества». Тверь, 1994. с. 11-13).
Ну, а поскольку именно новгородцы основали Углече-поле (сейчас г.Углич), то, двигаясь с северо-западной стороны по р.Медведице, они спускались вниз по Волге до Углича и далее, то кто, как не они, неизбежно должны были освоить, закрепить за собой такой важный в стратегическом плане пункт, как место впадения р.Жабни в Волгу.
Отметим еще немаловажный факт, что в Новгородской губернии, о чем говорил еще Н.А.  Суворов («Калязин. Страницы истории.» Калязин 1995, с.6) фамилия Калязин была распространенной. Да и сейчас она в Новгородской области вовсе не исчезла. На новгородчине — сейчас Ленинградская область  — в Старой Ладоге имеется музей старого быта, расположенный в одном из двух домов купеческого семейства Калязиных.
Но вот в «Тверском топонимическом словаре» (В.М.  Воробьев М, 2005г., стр.166) утверждается, что топоним «Калязин» происходит от мужского крестильного имени Николай — Коляга (Каляга) — Калязин. Думается, что это поверхностный подход, который основан на сходстве корней «кол», и подкреплен сомнительным утверждением из уже упоминавшегося «описания Троицкого Калязина монастыря». Переход «Г» в «З» в русском языке противоестествен, невозможен. Наоборот, — «З» в «Г» — да, происходил, тому есть немало примеров. В «Повести временных лет», написанной монахом Киево-Печерского монастыря Нестором около 1113 года, встречаем: «Придоша печенези (т.е.  печенеги—Е.К.) на Руску землю»; «Володимер бо бе от Малуши, ключнице Ользыны… (Владимир же был от Малуши, ключницы Ольгиной); „по сему же морю седять варязи“ (варяги) и т.д.  В «Задонщине», памятнике древнерусской литературы конца 14в. о Куликовской битве 1380г. находим: «снидемся, братия и друзи (т.е.  други, друзья — Е.К.) и сынове рускии…»; «Стоят стязи (т.е.  стяги, знамена — Е.К.) у Дону великого на брезе (на бреге, на берегу)...» Такого же рода сравнения в немалом количестве можно найти в «Хождении Стефана Новгородца», в «Послании Василия Новгородского Феодору Тверскому о рае», в «Письме Епифания премудрого к Кириллу Тверскому», в «Хождении на Флорентийский собор» и др. А отсюда следует неизбежный вывод:
«Колязин» не мог произойти от «Коляги», а наоборот — «Коляга» от «Колязина» («Колязы»)-да.
А теперь изложим в краткой форме имеющиеся факты: осваивали наши места славяне-новгородцы ранее IX века. Фамилия Колязин (скорее всего личное имя «Коляза», т.к.  в давние времена фамилий не было) в новгородских землях была распространенной. Местность и озеро еще до прихода о.Макария в 1434г. носили название «Колязино». И землевладелец Коляга здесь тоже был. Но переход «Николая — Коляги» в «Колязин» невозможен, а в обратном порядке —: вполне естественен.
А теперь можно предположить с достаточной степенью вероятности такой ход развития событий. Ильменские славяне (новгородцы) осваивают наши места, обживают их, а при слиянии Жабни с Волгой устраивают свой опорный пункт с необходимыми строениями — жилыми домами, помещениями для скота, складами, амбарами, кузницами, сушильнями и коптильнями рыбы, кожевнями и пр., да и надежной оградой с целью защиты от возможных нападений.
Что происходит в это время в образе жизни славян? Читаем: «к IХ в. родовой строй у восточных славян заметно разложился… Роды распались на отдельные большие семьи. Отдельные семьи, связанные между собой не родственными отношениями, а общей территорией, образовали поземельную общину… Центром общины был укрепленный городок, служивший для членов общины убежищем в случае опасности. Из среды общинников, постепенно выделяется группа наиболее состоятельных старейшин или „старцев“, в руках которых сосредоточиваются крупные участки земли (выделено мною — Е.К.) см. «История СССР М.1952.С.36
Итак, некий новгородец из этих «старцев» по фамилии «Колязин», или по имени и даже прозвищу «Коляза», имеет в своем распоряжении большие земельные угодья, а местность эта и находящееся на ней озеро получают наименование «Колязино». Позже, когда начался устойчивый переход во многих словах руского языка с «З» на «Г», то представителей этого рода стали именовать Колягами. Название же местности, как более стабильное, фиксированное в письменных документах, оставалось прежним — «Колязино».
Ну, а Иван Коляга, современник о.Макария, которому приписывается происхождение названия монастыря, а затем и города, вполне мог быть, и, по моему убеждению, даже был. И он, вероятнее всего, являлся потомком того, первого Колязы. Особенно знаменитыми людьми эти Колязы, а затем Коляги, не были хотя бы настолько, чтобы попасть на страницы какой-то летописи, тем более что писали в те давние времена мало и только об очень важных событиях и личностях, но оставить свой след на калязинской земле они вполне могли.
Но почему же легенда о Иване Коляге (а точнее, о присвоении его имени монастырю) так живуча, хотя расходится даже со списками «Жития преп. Макария», а также и описанием «Троицкий Колязин первоклассный мужской монастырь» иеромонаха Павла (Крылова)? Повторим еще раз фразу из этого описания. «С того времени вероятно и монастырь получил название Колязина». Как видим, иеромонах Павел говорит предположительно, но слово «вероятно» не принимается во внимание, и это высказывание даже в наше просвещенное время трактуется как утвердительное. Так в чем же дело? Наверное, в том, что легенда получается уж очень красивая и поучительная, и на слушателей производит впечатление.
Таким образом, как мне кажется, примиряются два противоположных мнения: — был или не был Иван Коляга? Его ли именем назван монастырь, а впоследствии и город? Да, Коляга как землевладелец был, и история его семьи и его самого соответствует действительности. Но название местности «Колязино» произошло от дальнего предка этого Коляги — от новгородца Колязы.
Но, пожалуй, необходимо еще раз вернуться к утверждению «Топонимического словаря» В.М.  Воробьева о происхождении Коляги от мужского крестильного имени Николай. Ведь монастырь «Никола на Жабне» тоже был. Давайте сопоставим эти события по времени. Колонизация новгородцами наших мест происходила ранее IX века. А введение православного христианства в восточно-славянском мире осуществилось с 988 года в Киевской Руси, т.е.  фактически с начала XI века. И ко времени распространения христианских имен, устроения монастыря (а сначала, вероятно, церкви; название местности, без сомнения, уже существовало, так как новгородцы-язычники более двухсот лет находились в наших местах.
А каково же происхождение самого слова «Калязин»? Если оно поступило к нам от новгородцев, то можно обратиться к уже высказанному предположению о его производстве от «Коляды». Это предположение подкрепляется мнением, что «Празднование Коледы (Коляды — Е.К.), так и ее имени перешло из Новгорода, в Костромскую и другие Великороссийские губернии в XV и XVI веках, чему свидетельствует старинная песня, которую в некоторых местностях поют так: „Шла Коледа из Новгорода…“ и проч. (М.Забылин. Русский народ. М., 1880г Репринтное изданием. «Автор» 1992г. Стр.11)
Но если корни этого слова дославянского происхождения, так же как Клязьма, также как Нерль, и уходят в глубь веков, то расшифровать его сейчас вряд ли возможно.
Е.КОМЛЕВ