Герб города Калязин.
КАЛЯЗИН - информационно-туристический ресурс о городе!
Код города Калязин.
ЭВАКУАТОР 24 ЧАСА. 8-920-180-78-88

- ВОДОПРОВОД в частный дом. Доступно! Гарантия! Звоните: 8 (952) 089-32-67
ИП "Уютное тепло" (г.Калязин) предлагает жителям Тверской и Московской областей:
Доставку и установку пластиковых окон. Кровельные и строительные материалы. Изделия из гранита и мрамора. Услуги по оформлению документов на причалы. Продажа и установка металлических дверей. Подробнее читайте на этой странице >>>

Приглашаем отдохнуть в кемпинге «Гусиный остров» на берегу Волги в Калязине. Подробнее читайте здесь >>>

Калязин с 1775 года до наших дней.

Христианство на Руси распространялось медленно в течение трех столетий. Этому препятствовали не только величина территории Руси, но и существование в течение многих веков языческих верований, обычаев и обрядов в сознании славянских племен.
Первые христианские храмы на калязинской земле возникли спустя 150-180 лет после крещения Руси князем Владимиром Святославичем в 988 году. В летописи за 1134 год есть запись: «Того же лета Юрий Володимерич Манамаш заложи град на усть Нерли на Волзе, и нарече ему Константин, и церковь в нем созда». Тогда же была основана Юрием Владимировичем Долгоруким крепость и церковь на реке Жабне, назвав ее тем же именем — Константин.
Во второй половине XII в. в устье речки Жабни на правом берегу Волги была построена новгородцами деревянная церковь «Никола на Жабне». При ней стала складываться из служилых людей и мастеровых Никольская слобода.
Княжеские усобицы враждующих сторон в XII-XIII в.в., происходившие не раз на калязинской земле, разоряли поселения, сжигали жилища, люди уводились в плен. Проходило время, поселения и в них церкви восстанавливались, жизнь казалось бы входила в нормальное русло.
Крепость Константин в устье Нерли в течение веков подвергалась не раз разорению и сожжению, снова возрождалась под новыми названиями: Констянтин, Коснятин, Кснятин, Скнятин. Так было и с церковью «Никола на Жабне».
И.С.  Белюстин (о.Иоанн), будучи много лет священником Калязинского Николаевского собора, указывает, что Николаевская церковь (позднейшее название церкви «Никола на Жабне») строилась, разрушалась, опять строилась и снова разрушалась. Найденные под престолом обновленной соборной Николаевской церкви в 1849 году 4 древних антиминса и храмозданная запись свидетельствуют о том, что церковь Никола на Жабне была сожжена монголо-татарами в 1238 году, восстановлена и снова сожжена в 1287-1293 гг. «Долго ли существовала церковь после второго монголо-татарского погрома, неизвестно, — пишет И.С.  Белюстин, — потому что на антиминсе под №1 всей записи прочесть невозможно».2 В 1526 году была устроена и освящена новая, в 1551 г. переделана и освящена снова, в 1609 году она была сожжена поляками, построена вновь и освящена в 1630 году», — так пишет И.С.  Белюстин. И продолжает: «в 1693 году построена новая каменная Николаевская церковь на высоком волжском берегу и освящена в 1694 году». Церковь Николаевская простояла около 250 лет и разобрана перед затоплением Калязина водами Угличского водохранилища в 1938-1939 гг.
Восстановление хозяйства на Руси в ХIV-ХV в.в., рост народонаселения, возникновение новых поселений, вырубка лесов и распахивание заброшенных земель, распространение христианства на Руси привело к восстановлению и новому строительству православных храмов.
Строились церкви из хвойных пород дерева с крышей, изготовленной из осины. Деревянная церковь, срубленная топором в лапу или в обло, могла простоять 90-100 лет. За ветхостью разбиралась и на прежнем месте строилась новая.
Основание Троицкого монастыря относится не ранее 1434 году. Монах Николаевского Клобукова монастыря Макарий (в миру Матвей Васильевич Кожин) с несколькими монахами покинул Кашинский монастырь и обосновался на левом берегу Волги в 18 верстах от Кашина и в 1,5 верстах от Никольской слободы в глухом лесу между двух небольших озер.
В 1444 году монахи построили деревянный Троицкий храм, что и послужило началу существования мужского монастыря под тем же названием. Преп.Макарий стал первым его игуменом. В 1466 году монастырь посетил тверской купец Афанасий Никитин и получил благословение Макария.
Игумен Макарий умер в марте 1483г. Троицкая церковь, построенная монахами в 1444 г., к началу XVI в. пришла в ветхость. В 1521-152 6г.г.  на средства дмитровского купца Михаила Воронкова был построен новый каменный Троицкий соборный храм ростовским «мастером каменных дел» Григорием Борисовым. Тогда же (1530г.) был построен каменный храм святых мучеников Бориса и Глеба. Оба каменных храма в Троицком монастыре были первыми сооружениями такого рода на калязинской земле. В 1610 году Троицкий храм был разрушен поляками и восстановлен в 1654 году. Каменными храмами в монастыре были надвратная церковь всех святых с приделом препод.Макария Калязинского (1617г.), больничная церковь во имя Алексея Человека Божьего (1655 г.) и церковь Успения пресвятой Богородицы и др.святых (1884 г.).
Приходские церкви в Подмонастырской слободе (бывшая I ч. города) — Христорождественская, в с.Пирогово (б.III ч. города) — Богоявленская и Николаевская церковь (II ч. города или Никольская слобода) в ХVI-ХVII вв. были деревянными.
Первая каменная приходская Николаевская церковь в Никольской слободе была построена в 1693 году и освящена в 1694 году. В 1702 году была построена каменная церковь в с. Базулино-Богородское.
Конец XVIII — начало XIXв. — время бурного каменного церковного строительства в Калязине и Калязинском уезде. Последними храмами, построенными в XIX в., были Введенская кладбищенская церковь Богоявленского прихода (IIIч. города — 1882г.) и церковь Успения пресв.Богородицы в Троицком монастыре (1884г.). В XX в. каменные церкви на калязинской земле не строились.
К 1917 году на территории города Калязина и Калязинского района в современных границах существовали и действовали следующие приходские церкви:
В г. Калязине:
 — Николаевский собор (1792г. постройки) с кладбищенской Вознесенской церковью (1787 г. постройки);
 — Христорождественская (1708г., постройки) с кладбищенской церковью Воздвижения Креста Господня (1794 г. постройки);
 — Богоявленская церковь (1781г. постройки) с кладбищенской церковью Введения в храм Богородицы (1882 г. постройки).
В сельской местности на территории уезда существовало 55 приходских храмов, приселков — 3, погостов — 11 и 18 часовен.
До 1917 года все храмовые сооружения — церкви, приселки, погосты, часовни содержались в удовлетворительном состоянии. Для обновления церковного имущества, икон, ремонта стен, крыши, куполов, оконных рам, полов, печей и пр. использовались средства из казны, даров членов царской фамилии, князей, помещиков, приношения верующих, от торговли церковными предметами (крестиками, просфорами, свечами, печатной продукцией), а так же средства, получаемые от доходных домов, лесов, земель, рыбных ловлей. Все это позволяло церковному руководству содержать храмовые сооружения в хорошем состоянии, постоянно обновлять, украшать, ремонтировать их, приобретать необходимую церковную утварь.
С отделением церкви от государства Русская православная церковь, как и все религиозные организации в стране, перестала получать денежные средства от государства, она лишилась всех доходов от принадлежавшего ей в прошлом имущества. Снизились пожертвования и приношения верующих, уменьшилось число обрядов, за совершение которых вносилась в кассу церковной общины определенная плата. После 1917 года некоторые храмы в Калязинском районе использовались по другому назначению: Лучинниковская церковь была перестроена под неполную среднюю школу, храм с. Троица-Нерль в 30-40-е г. был перестроен в сельский дом культуры, в с. Флоровском (ныне Кашинский район) — сельский клуб-читальня, в с. Поречье, Семендяево, Николо-Апухтино и др. под склады для хранения зерна, льнопродукции. В селе Рылово в здании храма — мастерские Юрновской МТС. В кельях Троицкого Калязинского монастыря в 1920 году была размещена экспозиция местного историко-краеведческого музея, а так же дом отдыха Московского электрозавода. В 1939-1940 г. в помещениях Вознесенской кладбищенской церкви были размещены цехи хлебокомбината.
В 1975 году цехи хлебокомбината были перенесены во вновь построенный хлебозавод, храмовые помещения остались без охраны и присмотра и стали разрушаться (крыша, своды, оконные переплеты, двери, полы). В настоящее время началась реставрация этого уникального памятника архитектуры XVIII века.
Богоявленская церковь (в Зареченской части города Калязина) была закрыта в 1938 году, церковная ограда разобрана, в залах разместилась экспозиция историко-краеведческого музея. В алтарной части храма был возведен второй этаж, где было устроено хранилище фондов музея и наиболее ценных экспонатов, взятых из монастыря в 1920 году.
Действующими церквями на территории города Калязина и Калязинского района остались с 1940-1943 г. Введенская кладбищенская церковь (Заречье города), в с. Красном Казанской Божьей Матери и в с.Спасское на Нерли Спасо-Преображенья.
В связи со строительством Углического гидроузла и угрозой затопления значительной территории г. Калязина и района многие церкви были разобраны.
В городе: Христорождественская приходская и Воздвиженская кладбищенская (I ч. города). Николаевский собор (храмы Николаевский и Предтеченский), от собора осталась нетронутой только колокольня Николаевского собора (постр. в 1800г.); в Калязинском районе в современных границах разобраны церкви в
 — с. Скнятино,
 — С. Никитское,
 — с. Васисино,
 — с. Константинове,
 — погоста Николо-Пенья (д.Сосновка),
 — приселка Высокое,
 — с.Спирово.
Церкви, находившиеся на территории Калязинского района в границах 1938-1939 г. (ныне Кашинский район):
 — погоста Ширинский (д. Слободка на левом берегу реки Медведицы),
 — с. Белеутово,
 — с. Постельниково,
 — с. Ушакове,
 — с. Нерехотское,
 — в приселке Кукса (д. Болотове),
 — с. Городище,
все пять храмов Троицкого Калязинского монастыря:
 — Троицкий соборный храм,
 — Казанской Божьей Матери,
 — На святых вратах препод.Макария Калязинского,
 — Больничная церковь во имя Алексия Божьего Человека,
 — Успенья пресв.Богородицы.
Всего на берегах Волги перед угрозой затопления водами Углического водохранилища в пределах г.Калязина, района в границах 1938-1939г. и в современных границах было разобрано церквей приходских, приселков, погостов и Троицкого монастыря — 22 храма. Кирпич от всех разобранных храмов был использован при строительстве первых производственных корпусов Савеловского машиностроительного завода (бывш. завода № 30 г. Кимры).
Троицкий Калязинский монастырь был одним из крупнейших в России. О происхождении слова «Колязин» или по-современному «Калязин» нет единого мнения у историков- краеведов. Многие из них склонны считать, что монастырь был основан на месте, которое, с угро-финских времен носило название «Калязинской» с разными вариациями. В подтверждение этой версии свидетельствуют название озера «Колязино», на берегу которого был основан Троицкий монастырь.
К 1521 году Троицкая деревянная церковь пришла в ветхость. На деньги дмитровского купца Михаила Воронкова, с благословения епископа Тверского и Кашинского Нила и одобрения дмитровского князя Юрия Ивановича началось возведение первого каменного Троицкого соборного храма. При рытье рва под фундаментом был обнаружен «гроб, совершенно новый, из которого исходило сильное благовоние», «нисколько не поврежденный». Это случилось 26 мая 1521 года Мощи Макария по определению служителей церкви были нетленными. На Московском соборе в 1547 г. была признана святость мощей преподобного Макария и «постановлено ему и 12-ти другим чудотворцам русским праздновать повсеместно во всех городах и церквях России».
Мощи препод. Макария хранились в специально изготовленном гробу (раке). После вскрытия раки 8 февраля 1919 года мощи препод.Макария хранились в фондах Калязинского историко-краеведческого музея. В 1988 г. мощи были перевезены «в Тверь, где они покоятся и ныне в кафедральном соборе, Белая Троица, в правом приделе».
В начале XVII века Троицкий Калязинский монастырь пережил трудное время. В июле-августе 1609 года в монастыре дислоцировались воины князя М.В.  Скопина-Шуйского. Отсюда воины князя переправились на правый берег Волги в Никольскую слободу, вступили в бой с поляками на топких берегах речки Жабни, разгромили захватчиков, освободили с.Пирогово (ныне зареченская часть города) и изгнали их с калязинской земли. Через год летом 1610 года польские воины воеводы Лисовского сожгли и разграбили Троицкий монастырь, 68 защитников во главе с воеводой Давидом Жеребцовым взяли в плен и зверски убили, серебряную раку — подарок Бориса Годунова  — разрубили на части и увезли, мощи препод.Макария были разбросаны по территории монастыря. Сожженные стены, разоренный Троицкий соборный храм, пепел и обгорелые кости защитников — вот что представляла Макарьевская обитель после набега польских захватчиков…
Прошли годы. Благодаря дарам царственных особ, трудам калязинских мастеров, крестьян и монахов Троицкий Калязинский монастырь стал возрождаться. Была приведена в порядок Борисоглебская церковь, построенная в 1530г. Григорием Борисовым; в 1617 г. построена каменная церковь во имя преподобного Макария; в 1654 году восстановлен полностью «каменных дел подмастерьем» Аверкием Мокеевым Троицкий соборный храм; в 1655 году построена новая церковь во имя Алексея, Человека Божия; в 1884 году на монастырские средства построена церковь во имя Успения Божьей Матери. В 1636 г. на территории монастыря была возведена каменная колокольня. В 1816г. она за ветхостью была разобрана и на ее месте построена новая (1822 г.). В середине XVII века монастырь был окружен новой каменной стеной, взамен сгоревшей в 1610 году.
О жизни, быте монахов Троицкого монастыря хорошо рассказано в «Калязинской челобитной», написанной монахами монастыря в 1680-1681 г. в форме сатирической жалобы челобитчиков.
Из всех приходских храмов, погостов, приселков, часовен, существовавших до 1917 года, сохранились три действующие церкви: одна в городе Калязине (Введенская кладбищенская Богоявленского прихода), Казанской Божьей Матери в с. Красном и Спас-Преображенская в с.Спасское на Нерли. Сохранилась часовня в д.Тарчево и две построены вновь. Церкви в с.Поречье и Семендяево сохранились полностью, в настоящее время реставрируются, так же реставрируется Вознесенская церковь в Калязине. Богоявленская церковь в г. Калязине в удовлетворительном состоянии, в нем в настоящее время располагается историко-краеведческий музей. Попытки верующих вернуть церковь, выселив из нее музей, ни к чему не привели, пока музею не будет предоставлено подходящее помещение. Сохранилась церковь в с. Николо-Апухтине, но в полуразрушенном состоянии. Троицкая церковь в с. Нерль перестроена под Дом культуры (1946-1949г.). Лучинниковская церковь свободна, но пока никаких в ней восстановительных работ не ведется. Из старых 18 часовен к настоящему времени осталась только одна. В 1999 году, близ д.Носатово, рядом с кладбищем, построена деревянная часовня для обслуживания тех, кто нуждается в исполнении церковного обряда отпевания, и в с.Никитское.
История г.Калязина и Калязинского района тесно связана с возникновением, существованием храмовых сооружений в городе и районе, с теми историческими событиями, которые происходили на калязинской земле. Крепости под названием Константин в устье реки Нерль и на берегу Жабни были опорными пунктами новгородских купцов и мореходов на реке Волге. На калязинской земле часто происходили ожесточенные схватки между враждующими сторонами в период княжеских усобиц до монголо-татарского нашествия. Вторжение на Русь монголо-татар не обошло стороной Калязинскую землю. Захватчики разоряли русские поселения, сжигали жилые и хозяйственные постройки, изгоняли людей с обжитых мест, а многих уводили в Золотую орду. Только с объединением русских земель в единое Московское государство, с присоединением тверских, в том числе и калязинских земель, к Москве в 1485 году, храмовые сооружения (с церкви, монастыри) стали утрачивать свое оборонительное значение, в т.ч.  Троицкий Калязинский монастырь. События 1609-1610 г.г.  подтвердил важность оборонительных сооружений монастыря (стен с башнями и бойницами и пр.). К счастью, с начала XVII века и до настоящего времени вражеская нога ни разу не ступала на калязинскую землю.
Троицкий Калязинский монастырь, кроме религиозно-проповедческой деятельности, оказывал военные услуги Московскому государству и московскому войску во время военных кампаний (1633, 1634, 1638, 1639, 1655, 1659, 1661 годов), посылал ратных людей с оружием, снабжал войско разными припасами (мука, сухари и проч.).
В Троицком монастыре за 500 лет настоятелями были более 90 человек. Из них игуменами — 46 чел., 5 чел. из них достигли сана епископа, два — митрополита, 44 — архимандрита. Последним настоятелем монастыря был иеромах Аркадий. Некоторые из настоятелей с 1742 года по 1845 год были, вместе с тем, и ректорами Тверской духовной семинарии. В Васисинской приходской церкви (1839-1842 г.) и в Николаевском соборе г. Калязина (1842-1887 г.г.) служил священником О.Иоанн (в миру Иван Степанович Белюстин). Вместе с тем, И.С.  Белюстин преподавал Закон божий в уездном и в городском училищах, в Николаевской церковно-приходской школе, сотрудничал в Журнале Министерства народного просвещения, который в 60х г. редактировал К.Д.  Ушинский, разрабатывал основы обучения грамоте крестьянских детей, боролся за широкое обучение девочек. И.С.  Белюстин обличал в своих работах невежество сельского духовенства. Он много путешествовал по городам Верхневолжья, изучал жизнь, быт жителей местного края. Его работа «Записки о городе Калязине» (СПб, 1861) — первая книга о нашем городе, его истории. В ней автор изложил свой взгляд на наш город глазами очевидца.
По народным преданиям с.Никитское Калязинского уезда якобы посещал Александр Сергеевич Пушкин, гостил по несколько дней у своих друзей Ушаковых. Когда он бывал в Никитском? Сколько раз? — Нам неизвестно. Посещая с.Никитское, он вряд ли проходил мимо церкви Казанской Божьей Матери, построенной на высоком волжском берегу, откуда видна широкая картина волжской природы.
По предположениям И.С.  Белюстина на землях, которые исстари носят названия Яринское и Будимирово, происходили события, отразившиеся в названиях сел Яринское и Будимирово. И.С.  Белюстин считал, что «на единой горе, где теперь Яринское, произошла ярая битва, на другой, где село Будимирово, заключен мир… между кем и когда? Нужно только предположить, что тут бились новгородцы и суздальцы», — заключил И.С.  Белюстин.
От Николаевского собора в Калязине сохранилась одна величественная колокольня. Замечу, некоторые авторы статей о Калязине называют колокольню Никольской, что неверно.
Колокольня после затопления дважды реставрировалась (1960-1961 г. и 1990-1991 г.) за счет государственных средств мастерами ярославской реставрационной мастерской.
Таким образом, на территории Калязинского района и города сохранились в нетронутом временем и варварским отношением людей к произведениям древнерусского искусства, памятникам архитектуры ХУ1-Х1Х веков только три действующих храма. Три церкви, хотя и медленно, восстанавливаются. Николо-Апухтинский храм, хотя и сохранился полностью, без охраны и пригляда начал тоже разрушаться. Строительство новых храмов не осуществляется. Калязинские власти, учреждения, предприятия, общественные организации в восстановлении или строительстве новых храмов участия не принимают. Разруха в экономике и социальной сфере, отсутствие необходимых средств, материалов и мастеров-реставраторов — все это мешает вести восстановительно-реставрационные работы в больших масштабах.
В ближайшие годы (одно-два десятилетия) в решении данного вопроса ничего позитивного не предвидится. Призывы церковных деятелей, верующих о помощи в восстановлении утраченных храмов, а так же, хотя бы и в миниатюре Троицкого Калязинского монастыря, остаются гласом вопиющего в пустыне. Стремление верующих восстановить монастырь возвышенны и благородны. Но время для этого еще не пришло и неизвестно, когда оно наступит.