Герб города Калязин.
КАЛЯЗИН - информационно-туристический ресурс о городе!
Код города Калязин.
ЭВАКУАТОР 24 ЧАСА. 8-920-180-78-88

- ВОДОПРОВОД в частный дом. Доступно! Гарантия! Звоните: 8 (952) 089-32-67
ИП "Уютное тепло" (г.Калязин) предлагает жителям Тверской и Московской областей:
Доставку и установку пластиковых окон. Кровельные и строительные материалы. Изделия из гранита и мрамора. Услуги по оформлению документов на причалы. Продажа и установка металлических дверей. Подробнее читайте на этой странице >>>

Приглашаем отдохнуть в кемпинге «Гусиный остров» на берегу Волги в Калязине. Подробнее читайте здесь >>>

Ошибка одной истории.

В Калязине я живу с февраля 1936 года, хотя бывал в нем и ранее. Я многое видел за все годы, многое о нем знаю. Калязинцы часто обращаются ко мне с вопросами о городе, на которые я даю обоснованные ответы. Я изучал историю местного края не по слухам и не всегда верным воспоминаниям свидетелей прошлых лет, а по книгам В.С.  Борзаковского, И.С.  Белюстина, Льва и Павла Крыловых, С.В.  Кисловского, И.Ф.  Никольского, по документам российских архивов, летописям прошлых лет.
За многие годы я написал более 200 работ по истории края и другой тематике, 15 книг о Калязине. Каждая моя работа не плод досужего вымысла, а результат упорного труда при изучении исторических источников, памятников старины, архивных документов, мемуаров знаменитых калязинцев. В своих работах я не раз поправлял многих авторов публикаций на исторические темы и указывал на допускаемые ими ошибки, неточности, выдумки и отсебятину. Некоторые авторы вместо признания своих ошибок обижались. Группа таких авторов даже обратилась ко мне с открытым письмом в газете «Вперед», чтобы я их больше не критиковал, а дал свободу их словоблудию.
К сожалению, ошибки исторического характера появляются на страницах разных изданий вновь и вновь.
1. До сих пор встречаются безапелляционные утверждения об основании нашего города о.Макарием Калязинским. Авторы подобных утверждений никак не могут взять в толк, что первым поселением на берегах Волги иЖабни была Никольская слобода, возникшая рядом с церковью Никола-на-Жабне в первую половину XII века. Никольская слобода сохранилась в измененном виде и до сих пор. Там мы и живем. Монах Макарий основал монастырь в 1434 г., т.е.  через 300 лет и никак не мог быть основателем нашего города. Пора понять это и выбросить из головы досужую выдумку о Макарий и его роли в основании нашего города.
2. В последнее время калязинцам стала навязываться религиозная идея о «небесном покровительстве и заступничестве» о.Макария в судьбе Калязина. Эта идея глубоко ошибочна как сточки зрения науки о мироздании, так и нелепа с точки зрения здравого смысла. Если верующий поклоняется религиозным мифам и сказаниям — это его дело, во что верить и в кого верить.
3. Некоторые писаки никак не уймутся, когда им с научной точки зрения доказывается, что личность Ивана Коляги мифическая и никем не подтвержденная. Нет, талдычат сторонники «Жития Макария Калязинского». И.С.  Белюстин (О.Иоанн), большой знаток калязинской истории, считал, что такого боярина с именем Ивана Коляги в ХV в. на нашей земле никогда не существовало. Следовательно, надо искать происхождение слова «Калязин» в других логичееких построениях. Пора каждому Калязинцу, любящему свой родной город и его историю, отбросить в сторону этот замшелый миф об Иване Коляге и исключить его из истории как глубоко ошибочный.
4.3а последнее время вновь стали всплывать на страницах газеты «Вперед» и других изданий статьи, в которых преувеличивается значение в нашей истории колокольни Николаевского собора. По нашему мнению это делается, чтобы придать ей мистический смысл.
В своей статье «О символах и достопримечательностях» (см. газ. «Вперед», 23 июня 2005 г.,№ 25) я писал: «Символ — условный знак какого-нибудь понятия, явления, идеи. Символ есть образ, взятый в аспекте своей знаковости, он есть знак, наделенный неисчерпаемостью своего содержания и значительностью в истории». (Там же). Колокольня Николаевского собора никак не отражает историю Калязина, героические дела наших далеких предков в XII, XIII, XIV, XV, XVII веках.
Колокольня Николаевского собора оказалась затопленной водами Угличского водохранилища в 1940-1943 гг., как и две трети Калязина. В связи с этим возникают спекуляции на сей счет. Многие авторы статей о Калязинской колокольне так и не поняли значение строительства Большой Волги. В критике действий Советской власти сознательно принижается или даже отвергается величие социалистических преобразований в стране. Я благодарен коллективу Центральной библиотеки за их смелость сказать правдивое слово о колокольне как об архитектурной достопримечательности. Однако, сожалею, что «Вестник Калязинского района» (см .№15 от 23 июня 2010 г.) опубликовал и такие материалы, в которых авторы якобы пытаются прославлять колокольню, а на самом деле позорят, унижают и оскорбляют наш город и нас, калязинцев.
Пока готовилась к печати настоящая статья, газета «Вперед» опубликовала небольшую статейку А.Сердюковой под претенциозным названием «История о большом колоколе: правда или вымысел», (см. газ. «Вперед», 29 июля 2010 г.,№ 30,с.8). Что больше в этой статье А.Сердюковой, правды или вымысла? Я прожил в Калязине 74 года и ни разу не слышал о сердюковских небылицах. Мне известно на основании архивных материалов о том, что почти все колокола, в т.ч.  и самый большой весом 501 пуд или восемь тонн были сняты и направлены на нужды народного хозяйства. Один небольшой колокол оставался, ибо он был связан с часовым механизмом. Решением Президиума Калязинского РИКа от 20 июня 1936 года этот последний колокол был снят. Соборные часы прекратили свою работу. Рядом с колокольней никакого подвала не было. Это тоже плод сердюковской фантазии. Все авторские предположения об «ударах колокола» в разные периоды жизни Калязина — несусветная чушь. Ни о каких ударах колокола никто никогда не слышал и слышать не мог, ибо никакого колокола ни «в подвале», ни «под водой» не было ни в 1941, ни в 1948 или другие года.

Н.СУВОРОВ,
историк-краевед, кандидат педагогических наук, почетный гражданин Калязинского района.