Духовные черты Калязинцев.
Отдельной заметкой следует отметить отношение калязинцев к духовной жизни. Многие обычаи, описанные в историческом документе «Записка о городе Калязин» в 1860 году, сохранились до наших дней. Из глубины веков нам повествует калязинский священник Иоанн Стефанович Белюстин. В продолжении статьи я буду приводить отдельные цитаты, а полную версию данного документа читайте в книге «Забытые страницы истории». Она есть в местной библиотеке.«Обыкновение прощаться в последнее воскресенье перед великим постом сохраняется. Но с этим обыкновением, прекраснейшим по цели, с которою оно установлено, не соединяется никакого внутреннего значения. Не бывало ни разу, чтобы, после подобных прощаний, враги примирились истинно и искренно; чтобы между ними прекратились ссоры, неудовольствия и тяжбы. Раскланяются, расцелуются, а назавтра опять за прежние судбища». Из этих строк я сделал вывод о том, что наши предки были очень злопамятными и лицемерными. Да, неприятный факт отношений между калязинцами попал в исторический документ.
Не нужно меня критиковать за попытки извлечь из истории Калязина только нелицеприятные факты. В ней были позитивные моменты. Их я тоже приведу в качестве поучительных примеров. Современные калязинцы с удовольствием оставляют в церкви крашеные яйца на Пасху. Искреннее желание помочь другим передалось нам через века. Вот, что об этом пишет священник И.С. Белюстин в 1860 году: «Обычай кормить в праздники нищих существует. К этому присоединяются некоторые особенности, так например купцом Н.М. Суворовым раздаются 8 ноября вариги, носки и чулки шерстяные всем нищим, сколько бы их ни собралось, которых и собирается до трехсот человек. В последнее время раздается от имени купца Н.М. Полежаева по пуду муки, по мере крупы в месяц на каждого, кто от своего приходского священника предоставит записку о бедности. Кроме того, им же выдается по пуду мяса и муки пшеничной второго сорта перед великими праздниками и по сажени дров».
Здесь следует отметить, что прекрасную традицию Н.М. Полежаева взяло на себя современное государство. Для помощи нуждающимся гражданам организована служба социальной помощи населению.
«Было обыкновение посылать перед праздниками в острог (в тюрьму – прим.ред.) деньги, пироги, мясо и т.п., но с устройством тюремного комитета прекратилось» — пишет священник И.С. Белюстин в исторической записке о нашем городе.
Следует отметить ещё один замечательный обычай, который был утрачен в советское время, но начал постепенно возобновляться. Цитируем книгу «Забытые страницы истории»: «В Пасху каждый считает обязанностью сходить к мощам преподобного Макария – „постосоваться“ (похристосоваться). Не служа молебна, как в другое время, а просто, после нескольких поклонов, прикладываются к мощам со словами: „Христос воскресе“. Точно так ходят „стосоваться“ на могилы родных. И это делается прежде стосования с живыми, именно в самый первый день Пасхи. Основание этого обычая – глубокая вера в жизнь загробную. В день воскресенья нет мертвых, все живы, от умершего – прославленного, пр.Макария, и до тех, прах которых давно смешался с землей.» — пишет в 1860 году калязинский священник И.С. Белюстин. У современных жителей Калязина существует и активно поддерживается традиция посещать в Пасху могилы усопших родственников. В этот день местные власти организуют специальный маршрутные автобусы, чтобы людям было легче добираться до мест захоронения близких.