Сплетни в истории Калязина.
Тему сплетней я решил выделить в отдельную заметку. Священник И.С. Белюстин в 1860 году уделил этой особенности калязинского населения много внимания. Давайте посмотрим, что изменилось за 200 лет истории.Читая исторический документ «Записка о городе Калязин» можно открыть для себя много интересных фактов о жизни наших прапрародителей. Сегодня нам говорят о снижении интереса к чтению. Люди стали меньше покупать книг. Многие никогда не читали великих поэтов и писателей, а предпочитают бульварную литературу. В 1860 году священник Иоанн Стефанович так писал: «Торговцы, нередко целыми днями просиживающие без всякого дела в своих лавках и лавчонках, убивают время на собирание и распространение всяческих сплетен, на потехи вроде борьбы, кулачного боя и т.п.; немногие читают: Поль де Кока, бессмысленные сочинения Сю, Дюма, и тому подобные произведения французской и русской школы, привозимые букинистами на ярмарки и продаваемые не дороже оберточной бумаги». Согласитесь, за 200 лет ничего не изменилось. Сейчас мы предпочитаем Дарью Донцову и ей подобную литературу в мягкой обложке. Ярмарки сменились палатками ТверьСоюзПечати, где можно купить недорогие бульварные произведения.
Страсть к сплетням в истории и в современном Калязине можно отнести к его визитной карточке. Технологический прогресс изменил форму передачи информации. Теперь мы узнаём и распространяем слухи с помощью компьютера или пользуемся мобильным телефоном. Социальные сети стали самым настоящим Клондайком для подобного ремесла.
Меня интересовал вопрос о том, как раньше узнавали новости? Ответ не заставил себя ждать. На 73 странице в книге «Забытые страницы истории» священник И.С. Белюстин приводит подробное описание. Цитирую:
«Скажем несколько слов о той язве, которую, больше или меньше, заражены все небольшие города, но которая едва ли где раскинулась так широко и глубоко, как в Калязине, – страсти к сплетням. Сплетни преимущественно принадлежность женщин. Но особенность Калязина состоит в том, что в нем есть мужчины, всю жизнь посвятившие этому благородному и полезному занятию, — плетению кружев из былей и небылиц. Это – люд праздный, никаким делом не занятый и, к несчастью, ещё дедами обеспеченный имениями – в домах, землях и т.п. Они бродят по лавкам, по берегу Волги, всюду, где только можно что-либо услышать. Затем, собранные материалы передают кружевницам».
Плетением знаменитых калязинских кружев в те далекие времена занималась основная часть женского населения. Работа трудная, но не обремененная каким либо умственным трудом, поэтому нужно было как-то себя развлекать. При отсутствии музыки и радио сплетни являлись тем спасательным кругом, который был способен заполнить информационный вакуум. Кружевницы славились не только своими изделиями, но и душераздирающими историями.
Знатные дамы от безделья в своих небылицах переходили всяческие границы разумного. Вот так их деятельность охарактеризовал И.С. Белюстин в 1860 году: «Есть даже такие артистки, которые употребляют для этого экстраординарные средства: они рассылают своих девок, если имеют, или работниц выслушивать и подслушивать всюду, где только можно; приглашают к себе богомолок, которые, под видом благочестия, посещают семейства, вкрадываются в доверенность и узнают все семейные тайны; и не щадят угощений, чтобы узнать всё, что соберут и выпытают те; в церквях они нарочно остаются от одной обедни до другой, сидят среди старух, особенно известных своей болтливостью, и даже среди нищих… (которые – прим.ред.) … заменяют полицейскую газету… И после, по канве собранных сведений, какие яркие картины рисуют они! Если в этих картинах всегда недостает верности рисунка, то уж не жалеется красок. И чего только не знают эти артистки! Они знают, в котором часу кто встает, ложится, когда и что обедает, куда ходит: едва ли даже не знают, о чем думает, по крайней мере, не затрудняясь, всегда скажут, что и что намерен делать через день, через неделю, через год… Беда, когда сойдутся две-три таких артистки… тут нет пощады ни самому честному, ни самому благонамеренному человеку: найдут и в нём пятна; а не найдут – выдумают, и распустят по городу то, чего ему и в самом бестолковом сне не представлялось…».
Ответ на мой вопрос, как люди в городе узнавали новости, оказался прост. Их распространяли безработные дамы и богомолки. Создателями и распространителями современных сплетней по прежнему занимаются безработные девушки, которым нужно куда-то потратить своё время. Прошло 200 лет, а изменения произошли небольшие. Слухи и сплетни распространяются с помощью Интернета. Их можно узнать не выходя из дома или сидя на работе.