Герб города Калязин.
КАЛЯЗИН - информационно-туристический ресурс о городе!
Код города Калязин.
ЭВАКУАТОР 24 ЧАСА. 8-920-180-78-88

- ВОДОПРОВОД в частный дом. Доступно! Гарантия! Звоните: 8 (952) 089-32-67
ИП "Уютное тепло" (г.Калязин) предлагает жителям Тверской и Московской областей:
Доставку и установку пластиковых окон. Кровельные и строительные материалы. Изделия из гранита и мрамора. Услуги по оформлению документов на причалы. Продажа и установка металлических дверей. Подробнее читайте на этой странице >>>

Приглашаем отдохнуть в кемпинге «Гусиный остров» на берегу Волги в Калязине. Подробнее читайте здесь >>>

Торговля, мошенники и калязинская нищета.

Торговля в Калязине процветала вплоть до XVIII века. Согласно грамоте царя Федора Алексеевича, торговым днем являлся четверг, а по свидетельству священника И.С.  Белюстина ещё и воскресенье. Этот обычай дошёл до наших дней. Четверг и воскресенье во всем городе считается базарными днями. Жители города с утра спешат на рынок прикупить деревенские продукты: молоко, мясо, творог, сметану, зелень и т.д.

Старое фото Калязина до затопления

С XVI века торговля начала испытывать проблемы. Причиной упадка явилась конкуренция со стороны Кашина, где местные фабриканты наладили выпуск вина. В прочем, и сейчас этот город славится своим ликероводочным заводом. Вследствие быстрого роста окрестных сел вокруг Калязина торговля переключилась на них. Крестьянам было удобнее покупать товары рядом с домом, чем ехать в город по бездорожью на лошади. Здесь же свою лепту внесла жесткая конкуренция между купцами и крестьянами.

«Окончательно торговля была убита в 1846 году, пожаром истребившим весь гостиный двор» — пишет священник И.С.  Белюстин. Многие купцы в тот день потеряли всё своё имущество и товар. Так как торговцы не располагали достаточным количеством сбережений, они потеряли своих покупателей. Жители Калязина были вынуждены ездить за покупками в Углич, в Москву или в Кашин. Даже 170 лет спустя эта традиция сохранилась. Многие калязинцы, в целях экономии денег, предпочитают совершать покупки в этих крупных городах. Аналогичные товары в нашем городе стоят в разы дороже. За 2 столетия торговля так и не смогла оправиться от потрясения.

Калязин фото

Как показала история, в Калязине не было состоятельных купцов. Именно поэтому, торговля идёт из рук вон плохо, а в случае потрясений тяжело и долго восстанавливается. В доказательство этого утверждения приведем такой интересный факт из записки священника Иоанна Стефановича за 1860 год: «… у купцов капиталы объявляемые существуют только на бумаге; а в действительности не существует и тени какого-либо капитала. А если они и зачисляют себя в купцы, то собственно и единственно из боязни солдатчины». Если говорить современным языком, то псевдокупцы просто «косили» от армии.

Здесь же калязинский священник Иоанн Стефанович критикует деятельность медицинской полиции, ныне Роспотребнадзор. Процитируем этот фрагмент: «Кашинское произведение (вино – прим.ред), на которое полицейской медицине давно бы пора обратить внимание. Разлагая его несколько раз химически, мы всегда находили осадок свинцовых окисей…». Кроме того, автор «Записки о городе Калязин» отмечает, что медицинская полиция не следит за качеством товаров. Например, рыба с явными признаками гнили и вони или чая с примесями болотных трав. Беспомощность местных чиновников списывается на влияние Твери. «… Стоит каждому из продавцов разной отравы… похлопотать в Твери и он делается правым, а уличившие его штрафуются и наказываются» — пишет И.С.  Белюстин. Подобное лобби интересов встречается и в наше время.

Жалкое состояние торговли и промышленности вынуждало население Калязина уезжать на заработки в другие города. Это ещё больше уничтожало местную экономику. Некоторые крестьяне устраивались на работу приказчиками (помощниками хозяина) у богатых купцов. Другие выбирали для себя сменную работу на ярмарках. Кто-то занимался перепродажей и переработкой камня в известь с последующей перепродажей в Углич. Торговля стройматериалами и кабацкая деятельность дошла и до наших дней. Сейчас в Калязине на 12 000 человек населения существует 10 питейных заведений, а количество строительных баз невозможно пересчитать.

История Калязина не обошла стороной мошенников. Священник И.С.  Белюстин пишет об этом в своей записке от 1860 года следующее: маяки (скупщики товаров у крестьян – прим.ред) «… ездят… преимущественно в те места, где народ проще и доверчивее. Вся эта торговля основана на самом наглом плутовстве и самых дерзких обманах, чего и сами они не скрывают и ещё хвастаются какой-нибудь особенно ловкой проделкой. Обвесить, обмерить, не додать, а по возможности и украсть…». Ох, как часто я сталкиваюсь в наше время с подобными дельцами в других профессиях. Например, с продавцами, официантами и т.п.

<<< Сплетни в истории Калязина. | Кто такой священник И.С.  Белюстин? >>>